автокомс

автосервис и интернет-магазин автозапчастей в Твери

8-962-247-06-09

Если двигатель расходует масло

Обычно вы не сообщаете, каков пробег вашего автомобиля, ремонтировался ли двигатель, был ли ремонт капитальным, то есть с расточкой цилиндров, или просто обошлись заменой колец... Это позволило бы лучше представить ситуацию с вашим двигателем. Впрочем, заочно можно дать лишь общие рекомендации. Будем исходить из того, что вы купили машину с рук и сами не знаете, что там внутри.

Сперва химия

Не спешите с покупкой колец, а значит, с разборкой двигателя. Попробуйте сначала обойтись малозатратными средствами — автохимией. Может, в вашем двигателе кольца всего лишь залегли, а вы из-за этого половину двигателя разберете. Не слушайте советы бывалых, не заливайте в цилиндры солярку, керосин и т. п. Сегодня появились более эффективные препараты.

Но не стоит надеяться на чудо, и дело здесь вовсе не в плохой химии, а в том, что время ее применения обычно уже упущено: владелец замечает, что двигатель начал расходовать масло, слишком поздно, когда уже пошли необратимые процессы — начали стираться маслосъемные кольца.

И все же сперва нужно попробовать использовать химию, не забыв, конечно, после ее применения поменять масло.

Маслосъемные колпачки

Да, да, маслосъемные колпачки, как ни банально это звучит. Кто-то скажет: мол, из-за колпачков не может быть большого расхода масла на угар, в этом виноваты маслосъемные кольца.

Действительно, если колпачки слегка изношены, то расход масла, может, и не будет большим. А если колпачки слетели с направляющих втулок клапанов? Не такое уж редкое явление, ведь эту высококвалифицированную работу выполняют сейчас все кому не лень. Может быть сломанной и направляющая втулка, и даже не одна (при “квалифицированном” снятии старых и установке новых колпачков или, более редкий случай, при установке “левых” внутренних пружин на вазовскую “классику”).

Итак, совет второй. Попробуйте заменить маслосъемные колпачки, это дополнительный шанс не начинать эпопею с кольцами. Повторяю, мы не знаем биографию двигателя, если же известно, что колпачки недавно менялись, то тогда занимаемся заменой колец, но все равно при разборке посмотрите сначала сквозь пружины — не слетели ли колпачки (для этого лучше вращать коленвал).

Размер надо знать наверняка

Замена колпачков ничего не дала? Теперь можно покупать кольца? Нет. Сначала надо узнать, кольца какого размера нам нужны, а для этого придется заглянуть внутрь двигателя: снять головку блока, поддон и вытащить поршневую. Ах, прежний хозяин вам сказал, что движок нетронутый, а значит, у него остался номинальный диаметр цилиндров? Запомните, если купили двигатель с рук — никогда не верьте тому, что говорит хозяин. Даже если это ваш знакомый, он просто может забыть какой-нибудь важный для вас нюанс. Даже если двигатель действительно не ремонтировался, после осмотра может оказаться (и так часто бывает), что придется растачивать цилиндры и покупать кольца ремонтного размера. Короче, заранее никогда кольца не покупайте.

Еще важный момент. Прежде чем начать разбирать двигатель, надо составить хотя бы приблизительную смету расходов: узнать стоимость запчастей и работы (если обратитесь на СТО или к частнику). Причем надо брать по максимуму: с учетом возможной расточки цилиндров, а значит, со снятием-постановкой двигателя, в общем, капремонта двигателя.

Если решите менять кольца сами, то заранее подумайте также о том, годится ли ваш гараж для проведения этой работы: сможете ли вы, открутив крепления подушек, приподнять двигатель для освобождения масляного поддона? Для этого надо иметь короткую лебедку, если потолок невысокий, а главное — крюк, балку или иное надежное место для крепления лебедки. Есть ли у вас весь необходимый инструмент или возможность его одолжить (кроме универсального инструмента понадобятся нутромер, оправка для установки колец, динамометрический ключ для затяжки гаек шатунных болтов, набор щупов; без них обойтись можно, но вероятность затем несколько раз переделывать свою работу резко возрастет).

Этим правилом часто пренебрегают. В итоге — двигатель зависает в гараже, при этом часть деталей теряется, а владелец автомобиля надолго переходит в категорию пешеходов.

Достаем поршневую

Если с финансами порядок, условия в гараже есть, инструмент тоже, то приступаем к разборке двигателя. Для начала сливаем масло из двигателя. С чего начинать, со снятия головки блока или поддона, — дело вкуса. Обычно сначала снимают головку, но у второго варианта плюс в том, что легче крепить стропик к двигателю: крепления для подъема двигателя — на головке блока. Сняли головку. Прокладку головки блока внимательно рассмотрели: она, как слабое звено, хороший индикатор здоровья двигателя. Снимаем прокладку, счищаем прилипшие к блоку ее куски так, чтобы они не попали в отверстия под болты. Шабером (треугольным напильником с отшлифованными на наждаке гранями) счищаем нагар с верхней части цилиндров. Если поленимся это сделать, не поймем картину износа, а он в этом месте, в зоне работы верхнего компрессионного кольца, максимален, да и поршень потом не вытащим — нагар не даст выйти юбке поршня.

Очистили. Замеряем диаметр цилиндра штангенциркулем (в идеале — нутромером), чтобы знать, с каким двигателем имеем дело: нетронутым или уже после “капиталки”. Проводим пальцем снизу вверх в районе верхней кромки цилиндра, в том месте, где чистили шабером, — есть ли ощутимая ступенька. Прокручиваем коленвал и смотрим на зеркало цилиндра — есть ли на нем задиры, вертикальные глубокие риски.

Для установления точного диагноза все-таки нужен нутромер: эллипсность и конусность, которые не должны превышать 0,03 мм, на глаз и ощупь вам не замерить, к тому же нередко страшная на вид ступенька при замере укладывается в допустимый износ цилиндров в 0,15 мм (по инструкции цилиндры с таким износом можно не растачивать, но ставить новые кольца в такой блок не советую — тут нужна расточка; менять кольца имеет смысл при вдвое меньшем износе).

Диаметр цилиндров известен, ясно, что обойдемся минимальными затратами — без расточки цилиндров. Теперь можно кольца покупать? Не торопитесь. Нужно вытащить поршни и посмотреть, может, придется покупать и их.

Для того чтобы достать поршни с шатунами, необходимо снять поддон. Для этого на “классике” придется повозиться: отвернуть крепления подушек двигателя, немного его приподнять, и тогда поперечная балка подвески даст нам отвернуть все болты поддона и снять его.

Снятый поддон не убирайте. Аккуратно слейте остатки масла и посмотрите на дно поддона: там может валяться один, или даже два успокоителя цепи, и шатунная гайка, и обломки колец, и еще много чего.

Если грубого металлолома в поддоне не наблюдается, то посмотрите на свет масляную пленку на дне и успокоителе (пластине в верхней части поддона) — не искрится ли она, как будто серебром? Обычно это означает износ вкладышей. Если да, то не поленитесь и проверьте коренные и шатунные вкладыши, может, настала пора и вкладыши заменить, пока такой случай предоставляется.

Каждый раз, вынимая очередной поршень с шатуном, посмотрите, хорошо ли видно на шатуне маркировку номера цилиндра. Если стоят один или два “неродных” шатуна (это повод к размышлению) — нанесите керном метки на шатуне и шатунной крышке.

Надо проверить и поршни

Вытащив первый поршень, убеждаемся: маслосъемные кольца стерты, у них вместо скребков отшлифованная серебристая поверхность. Конечно, такие кольца лишнее масло со стенок цилиндров не счищали, и оно, попадая в камеру сгорания через слабый заслон компрессионных колец, улетало в выхлопную трубу.

Прежде чем снять кольца с поршней, надо проверить, как они перемещаются в осевом направлении по канавкам. Если поршневые канавки разбиты, то устанавливать в них новые кольца — только зря проделать всю эту кропотливую работу. Для более точного контроля состояния канавок, а также перед установкой новых колец на старые поршни надо обломком старого кольца очистить канавку от нагара (канавки под верхнее компрессионное кольцо чистится обломком этого кольца и т. д.).

Все? Нет, не все. Для полноты картины надо замерить зазор между поршнем и зеркалом цилиндра. Он должен быть меньше 0,15 мм. В идеале этот зазор у двигателей ВАЗ-2105, -2106 должен быть в пределах 0,06—0,08 мм, а у ВАЗ-2101, -2103 — 0,05—0,07 мм. Сняв шабером заусенцы в нижней части юбки поршня, ставим вверх ногами поршень в свой цилиндр (метка “П” на поршне должна смотреть на радиатор) и, опустив ниже зоны максимального износа в верхней части цилиндра, с помощью набора узких щупов выясняем величину зазора между поршнем и цилиндром.

Если на поршнях нет задиров и трещин, если канавки под кольца не разбиты и зазор между ними и стенками цилиндров укладывается в допуск, то можно ограничиться только покупкой колец.

Как выбрать поршневые кольца

Поршневые кольца для “классических” “Жигулей” обычно все чугунные.

Верхнее компрессионное кольцо с бочкообразной хромированной поверхностью, хорошо заметной в районе замка. У фирменных колец этот слой действительно бочкообразный, то есть толстый, у некондиционных — еле заметен.

На нижнем компрессионном кольце, если посмотреть на него в районе замка, хорошо виден скребок. Он должен быть четким, острым и заметно выступающим.

У маслосъемного кольца два скребка, направленные друг к другу. У некоторых импортных колец чугунные маслосъемные кольца могут иметь два скребка, направленные вниз (такую конструкцию можно было увидеть несколько лет назад на немецких кольцах Goetze). Ряд фирм выпускает маслосъемные кольца наборные, в виде двух стальных колец с пружинными эспандерами. Маслосъемные кольца такого типа предпочтительнее устанавливать в нерасточенные цилиндры, они лучше прилегают к изношенным стенкам. Идеальный вариант проверки колец — с помощью оправки для запрессовки поршней с кольцами в цилиндры (разумеется, оправка должна быть нужного вам диаметра). Переворачиваете оправку конусом вниз, вставляете в нее вертикально кольцо, а потом поворачиваете до горизонтального положения и смотрите зазор в замке. Когда кольца находятся в свободном состоянии, невозможно определить их соответствие диаметру.

Если оправки нет, то хотя бы проверьте, не обломано ли какое-нибудь кольцо при фасовке, транспортировке. Для этого положите кольца друг на друга и посмотрите на замки. Показатель качества колец — их одинаковая толщина по всей окружности, но это можно проверить только микрометром.

Импортные кольца, если только вы не покупаете их в фирменном магазине, нельзя брать не глядя, думая, что раз “фирма”, то все в порядке. Чем известней фирма, тем чаще ее продукцию стараются подделать.

И последнее. Неправильно установив кольца, все свои усилия и затраченные средства вы пустите на ветер. А потому, если, прочитав этот материал, вы поймете, что не располагаете должным опытом и инструментом, обращайтесь к профессионалам.